Psy-trance, как его называют приверженцы, занимает
андергаундное место в распространяющемся звуковом спектре. Но это только
один из аспектов феномена танцевального мира.
Psy-trance, как его называют приверженцы, занимает андергаундное место в
распространяющемся звуковом спектре. Но это только один из аспектов феномена
танцевального мира. От рейвов новой генерации в суперклубах Manhattan's
Twilo и Sheffield, England's Gatecrasher к "рюкзакам за плечами" в Byron Bay
в Австралии и full-moon рейвам в пустыне Лос-Анджелеса, - транс стал самой
распространенной на планете формой электронной танцевальной музыки. В
Германии, он стал саундтреком к Берлинскому фестивалю Love Parade,
миллионному уличному карнавалу, настолько воспринимаемым мейнстримом, что
даже политики стали ассоциировать себя с этим событием. В Израиле транс
развит еще больше, но испытывает паническую оппозиционную реакцию медиа по
поводу молодежной контркультуры, которая очень прохладно относится к вопросу
обороны страны. Позапрошлым августом 35000 человек приехало на шестидневный
транс фестиваль в Озоре, Венгрия. В Швейцарии во время последнего полнолуния
состоялось три отдельных, крупномасштабных трансовых рейвов. Drum'n'bass
никогда не испытывал ничего подобного.
Транс - это порожденный рейвом стиль с отрывистым звучанием синтезаторных
линий, техно с мелодиями. Здесь же присутствуют и "дрожащие" текстуры,
мелодии, которые можно напевать про себя, и ощутимые человеческие эмоции.
Танцевальная музыка с годами стала мрачнее и притупленной, транс же
приветствует всех новоприбывших. Вот почему клабберы его уважают, и у него
есть потенциал привлекательности для клубной культуры. Вот почему трек "Heaven
Scent" суперзвезды транса John Digweed был отмечен коммерческим DKNY. Также
это причина того, что его партнер Sasha стал сотрудничать c Мадонной в
продолжение ее первого эксперимента с поп-трансом Ray of Light. Близится эра
McTrance.
Вы можете отследить истоки транса в саунде евродиско Giorgio Moroder'а конца
70-х , как новаторство в Donna Summer's "I Feel Love", где использованы
сокрушительной силы синтетические импульсы и метрономный бит. Но современная
история транса начинается в 1992 с волны треков из Берлина и Франкфурта,
которая способствовала эйфории рейвов. Два трека того времени определили
полюсы современного транса. Jam & Spoon's "Stella" открыл мелодичный и
чувственный стиль, развитый позднее такими музыкантами, как BT и Paul van
Dyk. Обжигающие мозг кислотные частоты трека "Acperience" проекта Hardfloor
тем временем проложили путь psy-трансу и hard-трансу таких лейблов, как Noom
и Stay Up Forever.
Хотя первая волна транса главенствовала над рейв культурой и в 1993 году,
однако вскоре ее затмила мода на drum'n'bass, потом на Big Beat, а позже и
на, реанимированный такими людьми как Basement Jaxx, House. До сих пор транс
незаметно поддерживался рейверами по всему миру. В 1999 году его
популярность драматически возросла, и в первую очередь вследствие его
быстрого усвоения и способности к массовому потреблению.
"Два года назад электронная музыка даже не приближалась к успеху", говорит
Simon Lamb, босс трансового лейбла Fragrant на Западном Побережье. "Но транс
приблизился. Он уже присутствует в видеоиграх и коммерческих TV-каналах.
Скоро за него зацепится Голливуд. И я не делаю из этого проблему. Я не
думаю, что музыка должна быть секретом"
Но даже после того, как транс зарекомендовал себя как наиболее любимая
танцевальная музыка на планете Земля, он стал наиболее презираем. Клеветники
обвиняют музыкантов в отсутствии жесткости и принципиальности (элемент gay
disco в house, влияния хип-хопа и регги на jungle, noir futurism в techno),
что позволяет появляться безвкусной "smiley-faced" музыке. Нью-Йоркский
House гуру Armand Van Helden даже поиздевался над этой музыкой в своем
прошлогоднем альбоме 2 Future 4 U, в котором за коротким проигрышем транса
следуют звуки разбитого проигрывателя и выстрелы. В интернете на форуме
Ukdance проходила долгая дискуссия о том, является ли "trance is shit"? Но
транс дошел до такой точки, когда трудно рассуждать о нем как о единой
сцене. Насколько он "shit" или нет зависит от того, о каком "трансе" вы,
собственно, говорите.
Как и drum'n'bass, psy-trance более близок к сверхъестественным звукам, чем
к мелодии. Такие проекты как Kox Box и Hallucinogen опрокидывают слушателя в
мир неожиданных гротескных искаженных вокальных семплов, дезориентирующих
стерео эффектов и компьютерных фильтров.
На El Cuco, с деревьев свисали огромные разукрашенные вручную полотна, на
которых изображались светящиеся драконы, Шивы и Ганеши, пришельцы, минареты,
птицеголовые женщины. Одежда psy-трансеров - это смесь синтетических нарядов
рейверов, ретро убранства хиппи, и этнические фрагменты: клетчатые саронги (индонезийская
национальная одежда), ботинки из белого махера до колен, ожерелья из каури (это
такие ракушки), флюоресцентные банданы и футболки с фракталами.
"Эта сцена сама по себе толкает к красоте и украшениям," - говорит
основатель Tsunami John-Emmanuel Gartmann, сорокалетний швейцароамериканец.
"Девушки выглядят как богини!" "Это музыка для танцев на свежем воздухе," -
говорит Kara Walker из psy-trance проекта Gaian Mind. "Мы называем это
Israeli Stomp."
Psy-trance является особенно интернациональной субкультурой, и есть тусовки
даже в наиболее неожиданных местах, таких как Македония, Португалия, Боливия
и Украина. В то время, когда большинство стилей электронной музыки опираются
на знаменитые проекты из Британии, США, Германии и Франции, есть psy-trance
проекты мирового класса из Греции, Дании и Швеции. Сцена стала развиваться в
начале 90-х в среде европейцев, которые собирались каждую зиму в Гоа,
области (штате, если быть точным) юго-западной Индии, которая была раем для
хиппи еще с 60-х.
"Когда-то я уезжал в Гоа на три месяца," - говорит Duvdev из израильского
проекта Infected Mushroom. "Но теперь люди хотят устраивать вечеринки
повсюду."
Global Underground - название серии компиляций, смикшированных суперзвездами
psy-trance сцены из Британии: Sasha из Сан-Франциско, John Digweed из
Гонконга и Paul Oakenfold из Осло. Почему "Global"? Ну хорошо, эти ребята
путешествуют по всему миру. Но тогда почему "Underground"? Несмотря на то,
что эти top транс DJ’s могут заработать в пять раз больше за несколько часов
игры, лететь первым классом и останавливаться в дорогих отелях, они приехали
сюда, в El Cuco и спят на крошечных кроватях в заброшенном приюте.
Говорите что угодно о трансе как музыке, но trance people всегда безупречно
приятны. В них нет ничего похожего на угрюмость типичного drum'n'bass DJ-я,
помпезность техно концептуализма или раздутое кокаином эго House и Garage
сцен.
Но опять же, для многих эта "приятность" является как раз тем, что извращает
транс как музыку и культуру. Растущая популярность массового рыночного
транса отражает путь по которому рейв культура превратилась из
анархо-капиталистического хаоса в продуктивную мейнстримную индустрию
развлечений. Даже второсортные ди-джеи зарабатывают приличные деньги, а
клубы стали миникорпорациями, втянутыми в торговый оборот, издание CD, и
клубные туры. Те рейвы ранних 90-х были по-настоящему захватывающими, каждое
событие означало чуть ли не непредвиденные приключения, а иногда и опасность.
Теперь же Британские супер клубы, такие как Cream и Gatecrasher предлагают
"safe night out" (safe на британском сленге означает "satisfaction
guaranteed", "удовлетворение гарантировано"), что подразумевает полную
предсказуемость экспириенса.
И как не странно, новому поколению клабберов это нравится. Даже незаконная
часть рейв индустрии, наркодилеры, способствуют тому, чтобы такие суперклубы
развивались.
С другой стороны, проблема мейнстримного транса состоит в том, что в нем нет
"Дионисского безумия", нет настоящего рок'н'ролла. За настоящим рок'н'роллом
вам нужно спуститься в андеграунд и очутиться на таких рейвах как El Cuco.
Есть что-то вдохновляющее в готовности приверженцев транса ухватываться за
чувство переживаний состояния. На дорогу от аэропорта к El Cuco каждый из
них потратил от $600 до $1,000, и это только ради двух ночей транса. Еще за
$100 входного билета они получат недавно подготовленную площадку для лагеря,
элементарные туалеты и души, и ... и больше ничего.
Так зачем же они приехали? Я начал понимать это только в завершение El Cuco.
На рассвете немецкий проект X-Dream, все также в своем мрачном стиле,
отшлифовывал резкие звуки, подводя итог уик-энду. Худощавая блондинка с
косичкой до талии тряслась как сумасшедшая, переставляя ноги и вздымая руки,
в то время как ее лицо выражало что-то среднее между улыбкой и сердитостью.
Она хватает свою подругу за руку, и они танцуют хороводом вокруг всего
танцпола, как греческие менады, празднующие ритуал Пана (Пан - один из богов
древнегреческой мифологии - прим. перев.) Выражение лиц этих девушек
объясняет абсолютно все - странная смесь жгучих глаз, вызывающих взглядов и
триумфа. Это воплощение фразы мы создали ее: эту сцену, эту культуру, это переживание!
Вот что такое танцевальная культура в своем идеале - она все так же
увлекательна.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.alandance.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!