Развитие современных технологий в сфере звука
полностью раздробило целостность восприятия музыкальных форм и
стилей, соединив их в некую музыкально-звуковую мозаику. Однако,
если обратить взгляд на историю музыки, можно выделить этапы ее
становления, напрямую связанные с религиозными, философскими
представлениями человечества.
Более того, тысячи лет музыка была проявлением религиозной жизни
общества и каждый народ, опираясь на свое религиозно-философское
мировоззрение, создавал определенные звуковые формы и музыкальные
стили. Такая связь музыки и народного духа неразрывна.
В истории музыки можно выделить 4 этапа - магический, мистический,
этический и эстетический. Можно говорить о том, что эти этапы
представляют собой некие первоэлементы, из которых образуется любой
музыкальный стиль или система. Каждый из первоэлементов обладает
своим собственным принципом воздействия на слушателя.
1. Магический - основывается на способностях ритма и звука приводить
человека в состояние транса или экстаза путем изменения биоритмов
организма. Музыка, основывающаяся на этом наиболее архаичном
принципе воздействия, дожила до наших дней в практиках современного
шаманизма.
2. Мистический - использует различные музыкальные компоненты -
соотношение тонов, пропорций интервалов и т.д. - в качестве
мистического орудия постижения мира, сонаправляет к общему единству
в мистериях, а также дает форму более тонкого экстаза. С таким
восприятием музыки мы можем встретиться у жрецов Вавилона и Древнего
Египта.
3. Этический - характеризуется использованием музыки как некоей
"гимнастики души", призванной развивать в человеке нравственное,
этическое начало, воспитывать в нем истинного гражданина. С таким
пониманием музыки мы сталкиваемся у древнегреческих философов, а
также у Конфуция, считавших, что состояние общества определяется
состоянием музыки, практикуемой в обществе.
4. Эстетический - возносит в сферу чувств и ассоциаций, катализируя
впечатления. Главная задача такой музыки - доставление эстетического
наслаждения любыми средствами. Она появляется в обществе, в котором
забывается великое религиозное и мистическое предназначение музыки и
начинает доминировать взгляд на музыку лишь как на искусство, задача
которого - приносить эстетическое наслаждение.
Современная музыкальная культура тяготеет к магической музыке,
вызывая на поверхность бытия тени инфернального мира. Несмотря на
свои современно звучащие названия - рэйв, техно, - указывающие на
неразрывную связь с миром современной культуры и технического
прогресса, подобная музыка появилась еще на заре человеческой
истории, сопровождая рождение цивилизации. Обычно под рэйвом
понимается набор определенных стереотипов - клубы, особая музыка,
особый имидж, внешний вид, образ провождения времени. Само слово
попало в русский язык, как и многие неологизмы, из английского
слэнга. Оно означает бред, горячку, шторм, сильное помешательство и
приравнивается по смыслу к "точке потери сознания". Поэтому не
случайно большую роль в рэйв играют наркотики, особенно
психотропные, т.к. все строится на изменении ведения мира.
Здесь можно даже провести аналогии с восточным мистицизмом, в
котором такое состояние приравнивается к просветлению, "Сатори" или
"Саматхи". Это новое видение зачастую не просто вызывает интерес, но
и начинает нравиться, - как нечто, выходящее за рамки обыденности.
Знаменем мирового рэйв-движения является техно-музыка. Направлений "техно"
- бесчисленное множество: "эйсид-джаз", "джангл", "драм-энд-бейс", "хард-кор"...
Условно их можно разделить на две большие группы - танцевальная
музыка и музыка психоделическая. Последняя использует эффекты,
вызываемые психотропными веществами, как "откровения". Можно даже
сказать, что музыкальные направления "техно" дифференцируются по
типам наркотических средств.
Корни музыки "техно" необходимо искать в идеологических истоках
музыки "индастриал", которые лежат в традициях радикальной
литературы и художественных перфомансов начала XX века ("перфоманс"
(от "perfomance" - "театральное представление" и "перфомация" -
перекодировка) - искажение логики вещей с целью изменить восприятие
зрителя, слушателя, читателя). Конечно же можно говорить и о том,
что все направления "индастриал" имели предшественниками движения
футуризма, дадаизма и сюрреализма, философию и приемы в своем
творчестве (такие как бессловесная шумовая поэзия, эффект перфоманса,
использование шума как музыкального элемента, атональность,
диссонанс и т.д.). К примеру, в "Техническом манифесте
футуристической музыки" (1911 г.) композитора-футуриста Балилла
Прателла читаем: "[Музыка] должна передавать дух масс, огромных
промышленных комплексов, поездов, океанских лайнеров, военных
флотов, автомобилей и аэропланов. Все это должно присоединять к
великой центральной теме поэмы область машин и победную сферу
электричества".
"Индустриальные" музыканты считают своим предшественником также
композитора Александра Скрябина, пытавшегося в 20-х годах создать
собственный музыкальный строй и экспериментировавшего с
взаимодействием звука и света.
Утрата подлинного христианского опыта в Европе требовала все новых и
новых откровений, вызывавших появление новых мировоззренческих
теорий в искусстве, которое отныне взяло на себя удовлетворение
религиозных потребностей. Искусство и, особенно, музыка, обладающая
огромным потенциалом прямого воздействия на подсознание явилась
ключом к попаданию в необычные, интересные, "запредельные"
эмоциональные и психологические состояния, ставшие эрзацем
утерянного некогда первым человеком райского блаженства, а
впоследствии - полноты жизни со Христом и во Христе.
Основой композиций музыки "рэйв" являются "сэмплы" - бесконечно
повторяющие короткие словесные и музыкальные фразы, создающие
ритмико-мелодический, а также смысловой массив, напоминающий собой
чтение мантр, а также "брейг-бит" - "разрушенный ритм", частота
которого достигает порой 160-ти ударов в минуту и который
разрушающим образом воздействует на биоритмы человеческого
организма. Вкупе с искусственно создаваемым звуковым диссонансом все
это способно приводить человека в экстатическое состояние, а
соединение звукового и светового ритмов (с помощью стробоскопа)
усиливает его. (На многих видеокассетах с такой музыкой имеется
маркировка: "В этих кассетах содержатся стробоскопические эффекты,
которые могут вызвать приступы эпилепсии"). Главными
"распорядителями", шаманами и жрецами рэйвов являются Dj-и (ди-джеи
или диск-жокеи), которые благодаря подбору музыки, сэмплов,
количества ударов в минуту и навыку собирать все это воедино,
управляют психическим состоянием толпы". Такое воздействие рэйвов
составляет сущность нового религиозного опыта современного человека.
Поведение представителей рэйв-движения окрашено постоянной
дурашливостью, шутками, ерничаньем, глумлением над приверженностью к
идеалам, над любым проявлением серьезного. Это своеобразное
юродство, но в противоположность юродству ради Христа, призванное
скрыть не духовное богатство человеческой души, а ее пустоту и
ничтожество.
Рэйв обладает признаками настоящей религиозной системы,
противостоящей христианству. Подтверждением этому служит даже само
слово "сэмпл", которое переводится с английского языка как
"образец". Известно, что в Православной Церкви образцом жизни в
целом и богослужения в частности является Устав или Типик. Типик и
означает "образец" (от "типикос" - "следующий образцу"). В
противоположность церковному уставу или образцу рэйв имеет свой
образец жизни, ибо сэмпл - это не просто короткая музыкальная или
словесная фраза, сэмпл - это образец, пример, принцип отношения к
жизни - глумливого, а подчас и циничного. В качестве "сэмпла" может
быть использовано все: от кусков речи известного политического
деятеля и уличных или индустриальных шумов до отрывков произведений
классики, народных частушек и популярных советских песен. За таким
игровым, ироничным отношением к духовным и культурным ценностям, а
также разрушением любого стиля и эстетики стоит "неверие в
взаправдашность, реализм святости, красоты и морали". Как
религиозная система рэйв имеет даже свой "месяцеслов" или
праздничный календарь: к примеру, в рэйв-клубах обязательно
справляются такие сатанинские праздники, как Вальпургиева ночь или
Хеловин.
Как-то один из бывших рэйверов заметил, что музыка рэйв генерируется
в измененном состоянии ума, и если бы она создавалась в трезвом
состоянии, то имела бы другой дух и была бы явлением искусственным.
Но существует и обратная связь между автором - "композитором -
Dj-ем" и слушающим, поскольку человек, не желающий впадать в экстаз
и получать наркотический допинг, не сможет долго находиться на
рэйв-мероприятиях. Рэйв-пати являются лучшим местом продажи
наркотиков, о чем свидетельствуют частые проверки и обыски
сотрудников милиции.
Поэтому внимательно следите, что слушают ваши дети, потому что рэйв
- это уже половина пройденного пути к наркотикам. Рэйв - это также и
определенная подготовка психики и сознания к тому, чтобы попасть в
какую-нибудь конкретную секту, стать приверженцем того или иного
языческого и даже прямо сатанинского культа. Тоталитарная секта и
рэйв - явления родственные по своей сути, ибо "на эффекте "нового
видения" или "иных условий и религий (составляющих современное
религиозное движение под общим названием "Нью Эйдж") с их
магическими практиками". Ярким фрагментом "Нью Эйдж" является и рэйв.
Рэйвер - это безумный, а рэйв - икона-символ современного
обезумевшего мира, потерявшего Бога. И противостоять этому безумию
можно только духовными средствами и на духовном уровне. Потому что
подобно тому как наркоману для полного исцеления от своей страшной
болезни необходима не только медицинская помощь, но также и особые,
духовно благоприятные условия: отрыв от привычной среды и круга
общения, частое участие в Таинствах церковных, посильной физический
труд и т.д. - так, и меломану-рэйверу, для того чтобы очистить свой
духовно-психический организм от музыкальных токсинов современной
музыки, замешанной на оккультизме, язычестве и потакании страстям,
необходимо радикальное изменение звуковой среды, заключающееся в
приобщении к богослужению, которое является одним из действеннейших
средств исцеления и возрождения души и тела, ведь по словам
Евангелия, "сей род изгоняется только постом и молитвой". Как во
времена Христа, так и сейчас, эти слова не потеряли своей
актуальности.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.alandance.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!