Сэмпл, семпл, сампл - в общем случае, кусок аудио-файла (англ. sample - пример).
Луп - циклически повторяющийся фрагмент, например, ударной партии (англ. loop - цикл).
Грув - то же, что и loop. Только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент, линию баса etc. (англ. groove).
Граббер, риппер - обычно программа, служащая для копирования CD-audio дисков в WAV/MP3 файл (англ. grab, rip).
Кодер/Декодер - программа для кодирования/раскодирования из какого-либо звукового формата в другой, например, WAV-MP3, MP3-WAV... (англ. coder/encoder).
Кодек - кодер и деаодер в одном флаконе в виде драйвра (англ. codeс).
Битрейт - количество бит, отведенное для хранения 1 времени записи (в килобитах в секунду - Kbps или Kb/s) (англ. bit rate).
BPM - Beats per Minute - удары в минуту. Это самый распространенный и удобный способ измерения темпа.
Слайдер, движок, фэйдер - регулятор, отвечающий за значение какого-либо определенного параметра - например, громкость, уровень посыла на AUX, панораму...
Полнодуплексный режим (Full Duplex) - режим, поддерживающийся большинством карт средней ценовой категории, позволяющий производить одновременную запись и воспроизведение. На старых ISA-картах, типа SB AWE64, для реализации режима Full Duplex использовались 2 DMA-канала (Direct Memory Access). Но проблема в том, что один канал был 16-битный, а другой 8-битный. Сейчас же все производители звуковых карт переходят к PCI. Такие звуковухи не используют DMA каналы, поэтому все проблемы исчезают сами собой.
Плагин, плугин - (англ. plug-in). Вообще-то это широкое понятие, означающее что-то, что можно к чему-нибуть присоединить. Так понятие "plugin" можно встретить в графике. В музыкальном же софте это обычно небольшая прога, служащая для обработки звука. В основном все пользуются DirectX, VST и Wavelab плагинами, хотя существует еще куча всяких малоизвестных форматов. Существуют пакеты (например, SAW) с собственным форматом плагинов.
Секвенсор - устройство (в частности - виртуальное) для сведения аудио, видео, MIDI, а иногда всего сразу. Секвенсоры отвечают за синхронизированное воспроизведение несколько дорожек (tracks).
Синтезатор - первоначально синтезаторы были "железными" (потом пластмассовыми 8-) ). Вообще, вы удивитесь, но Синтезатор - устройство синтезирующее звук :-). Способов синтеза буквально десятки, rаждый интересен по-своему.
Waveshape (Форма Волны) - просто форма волны элементарного сигнала. Сигнал этот воспроизводит осциллятор, то бишь генератор. Взять, например, гудки в телефонной трубке. В идеале они должны представлять собой серию коротких синусоидальных волн. Самые известные формы волн: sawtooth (пилообразная), Pulse (пульсирующая), Square (квадратная), Triangle (треугольная), Sine (синусоидальная), Noise/Random (шум/случайная).
Vibrato (Вибрато) - периодическое изменение частоты. То есть, если певец применяет эффект вибрато, то это означает, что он колеблет высоту взятой голосом ноты с определенной скоростью (частотой). Эффект вибрато очень широко используется среди музыкантов (и компьютерных тоже :) ), так как во многих случаях делает звук более сочным и увесистым.
Velocity (Скрость нажатия) - один из MIDI-контроллеров, отвечает за скорость (силу) нажатия (key-on) и отжатия (key-off) клавиш. Параметр Velocity посылается во внешний синтезатор, например, каждой клавишей нормальной (активной) MIDI-клавиатуры. Есть еще ненормальные (неактивные) клавиатуры. Они не различают силы удара по клавишам и поэтому в любом случае выдают одинаковые значения Velocity (обычно - 64).
Tremelo (Тремоло) - периодическое изменение амплитуды сигнала. В живой музыке эффект встречается реже, чем, скажем, вибрато. Эффект тремоло используется, например, рок-гитаристами. Для этого к звуку электрогитары применяется специальная примочка с педалью. В совокупности с дисторшном и вау-вау получается замечательный эффект!
Эквалайзер (EQ) - устройство коррекции частот сигнала. Сравнительно недавно существовали только в железном виде. С развитием компьютерных технологий стали появляться програмно реализованные EQ с большим количеством полос и высокой точностью обработки. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые очень похожи на встроенные во многие музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень.
Компрессор - устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Это очень часто необходимо для избежания перегрузки звукового тракта. Принцип: при превышении сигналом определенного уровня, начинает происходить снижение громкости в определенное число раз, называемое степенью компрессии. Например, 5:1, 3:1 и т.д..
Экспандер - противоположность компрессору. Работает наоборот - расширяет динамический диапазон сигнала. Обработку экспандером логично применить к звуку, списанному с радиопередачи или иного скомпрессированого источника.
Гейт (Noise Gate) - устройство подавления шумов в паузах. Как только уровень сигнала становится ниже определенной величины, срабатывает алгоритм занижения уровня на некоторую величину. Нормальные гейты также позволяют установить время на атаку и релиз. То есть подавление и восстановление будут происходить не сразу, а спустя некоторое время.
Дилэй (Delay) - эффект задержки сигнала. Задержанный сигнал может "гулять" по панораме, обрабатываться фильтрами. Эффект дилэя может быть с успехом быть применен в композиции, особенно когда время задержки пропорционально длительности такта - попадает в ритм - либо специально непропорционально - например, задержка по триолям.
Реверберация (Reverb) - эффект, основанный на многократном наложении задерженного на доли секунд сигнала. При использовании сложных алгоритмов, фильтров, стерео эффектов можно очень хорошо эмулировать свойства реальных помещений - концертных залов, комнат, холлов. На момент написания этих строк одним из лучших алгоритмов реверберации являлся DX-плагин компании Waves - TrueVerb.
Хорус (Chorus) - эффект хора. Достигается при наложении исходного сигнала самого на себя с задержкой и модуляцией. С качественными алгоритмами хоруса можно действительно обогатить звук, придать ему новую окраску. Но никогда вы из соло-партии голоса не сделаете звучание настоящего хора с помощью эффекта хоруса. Лучше запишите вокалиста несколько раз и сделайте наложение - результат всегда круче.
Флэнжер (Flanger) - примерно то же, что и хорус. Только с помощью флэнжера добиваются специфического звучания, редко встречающегося в природе, однако весьма интересного - надо слышать.
Дисторшн (Distortion) - оригинальный эффект перегруза, характерен для рок-гитары. Но может с успехом быть использован и с другими инструментами. В основе эффекта лежит сильная компрессия, которая превращает синусоидальную форму волны необработанного сигнала почти в "прямоугольную". За счет этого спектр сигнала сильно обогащается, тембр инструмента становится интереснее.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.alandance.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!